Русский язык

В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • определения основных языковых единиц, речеведческих понятий, орфографические и пунктуационные правила;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
  • основные признаки официально-делового стиля речи и особенности основных жанров данного стиля речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов;
  • основные грамматические нормы русского литературного языка;
  • нормы речевого этикета;

уметь

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова, использовать транскрипцию;
  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа, давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов, составлять словообразовательные пары и цепочки, давать комментарии к словообразовательному гнезду;
  • пользоваться разными способами толкования лексического значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения, толковать лексическое значение слова с помощью различных способов;
  • указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять грамматические формы, опираться на морфологические признаки слов при решении задач правописания;
  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов, формулировать суть основного принципа русской орфографии и с этих позиций анализировать написание морфем;
  • составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме, анализировать разные виды сложных предложений, определять синтаксическую роль изученных частей речи, строить предложения с причастным и деепричастным оборотами;
  • правильно применять изученные пунктуационные правила, объяснять пунктуацию в предложении, использовать на письме специальные графические обозначения, строить схемы, подбирать примеры на изученные правила постановки знаков препинания;
  • определять тему, основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять разные виды плана, определять вид и средства связи предложений в тексте;
  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности и стилю речи;
  • пользоваться лингвистическими словарями (орфоэпический, толковый, словообразовательный и др.) с целях осуществления анализа слова;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
  • выделять главную и второстепенную информацию, вычленять структурные части исходного текста (устного или письменного), формулировать основную мысль, составлять план;
  • осмысленно читать, понимать и пересказывать тексты разных стилей и жанров, тексты лингвистического содержания;
  • владеть разными видами чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее), использовать их в зависимости от коммуникативной задачи;
  • формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, шрифтовые выделения);
  • выразительно читать художественные и научно-учебные тексты;
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации и Интернет, пользоваться словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные тексты;
  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
  • строить устное (небольшое по объему) и письменное высказывание на заданную тему, соблюдать последовательность и связность изложения;
  • собирать и систематизировать материал к сочинению;
  • составлять сложный и тезисный план и на основе плана создавать текст;
  • использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей;
  • употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
  • исправлять неоправданный речевой повтор в тексте различными способами;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

 

      Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение, изложение.

 

Учащиеся 6 классов должны знать:

  • Авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • Основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание, житие как жанр литературы, мораль, аллегория, дума, поэма, роман, романтический герой, комедия, сатира, юмор, прототип, гипербола, гротеск, антитеза, эзопов язык, композиция, сюжет, фабула, психологизм, конфликт, авторское отступление, герой-повествователь.

 

 

Учащиеся должны уметь:

 

  • Видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
  • Обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
  • Видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
  • Комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между ними;
  • Различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
  • Определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
  • Сопоставлять героев и сюжет разных произведений;
  • Выделять общие свойства произведений;
  • Осмысливать роль художественной детали;
  • Находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения;
  • Сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
  • Выявлять конфликт  и этапы его развития;
  • Сравнивать авторские позиции;
  • Редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz