Заучивание наизусть

 

1. Прочитай стихотворение или прозаический отрывок "про себя".

 2. Прочитай вслух.

 3. Раздели текст на смысловые части (можно использовать деление на строфы).

 4. Заучивай по одной части, повторяя вместе каждый раз ранее выученное и новую заученную часть.

 5. Расскажи стихотворение или отрывок наизусть.

 6. Повтори выученное перед сном и утром.

Как разучивать скороговорку

 1. Прочитай медленно скороговорку.

 2. Подумай, о чём в ней говорится.

 3. Проговори медленно (два-три раза) трудные слова.

 4. Какой звук повторяется в скороговорке?

 5. Проговори скороговорку несколько раз тихо и медленно.

 6. Проговори скороговорку быстрее.

 7. Проговори ещё быстрее, увеличивая силу голоса, но не кричи.

Как написать сочинение

 

1. Прежде всего обдумай тему сочинения. Помни: каждое слово в названии темы имеет значение. Определи, о чём следует писать в сочинении.

 2. Продумай основную мысль сочинения, какими словами, предложениями можно раскрыть её. Составь план.

 3. Пиши, соблюдая последовательность изложения.

 4. Подбирай образные слова и выражения.

 5. Избегай повторов одного и того же слова, словосочетания.

 6. Покажи своё отношение к тому, что пишешь.

 7. Не забудь сделать выводы.

 8. Перечитай своё сочинение: раскрыта ли в нём тема, раскрыты ли пункты плана, дополни те части-сочинения, в которых тема, основная мысль, пункты плана раскрыты недостаточно.

 9. Обрати внимание на стиль сочинения, удачно ли выражены мысли, внеси нужные исправления

 

Пересказ и составление плана (по прочитанному)

 

1. Прочитай произведение.

 2. Определи главную мысль, сформулировав её в нескольких предложениях.

 3. Раздели произведение на части.

 4. Озаглавь каждую часть.

 5. Прочитай заглавия и проверь, передают ли они текст достаточно точно; не выпали ли из твоего внимания какие-то эпизоды.

 6. Перескажи произведение по плану.

Характеристика персонажа (художественного образа человека)

 

Персонажи бывают: главные, второстепенные и эпизодические.

 1. Внешний облик:

портрет-лицо, мимика, жесты, фигура, манера поведения;

речь-темы высказываний, формы речи;

костюм.

 2. Внутренний облик:

характер персонажа - сильный - слабый, волевой - безвольный, цельный -противоречивый;

характеристика-авторская, самохарактеристика, отзывы окружающих.

 3. Мир вещей, в котором живёт персонаж (интерьер).

 4. Мир природы, в котором живёт персонаж (пейзаж).

 5. Общество, в котором живёт персонаж.

 6. Прототип (его наличие или отсутствие).

 

Примерный план анализа лирического произведения

 

 

 


Выражения, которые можно использовать при анализе стихотворения.

1.   История создания, кому посвящается (если известно)

Интересна творческая история этого стихотворения.....................................................

Стихотворение было создано не вдруг  .....          

В стихотворении угадывается факт из биографии поэта..........

Не случайно оно посвящается.... ..........

В основе стихотворения жизненные впечатления  от...........................................

Создано оно на жизненном материале..........

2.   Тема (предмет изображения)

Темой стихотворения является.....................................................

Тема стихотворения....................

Стихотворения посвящено описанию..................

В стихотворении автор размышляет о.......................

В стихотворении поэт развивает (раскрывает, разрабатывает, осмысливает, трактует) тему

3.Основная мысль

В стихотворении автор приходит к выводу, что.........................................

Основная мысль стихотворения заключается в строчках  «.................................................. »

4.   Настроение

Стихотворение пронизано ощущением грусти.

Автор хочет передать        грусть                           , которое охватывает его

                                         веселье                                 

 

энергичным

бодрым

веселым

Стихотворение проникнуто                                                                               настроением.

радостным

жизнерадостным

праздничным

приподнятым

шутливым

 

 

 

Стихотворение проникнуто                                     спокойным                     настроением.             

умиротворенным

созерцательным   

безмятежным  

задумчивым

мечтательным

                                                                                  светлым 

 

 

 

 

 

                                                                               печальным

                                                                               грустным

                                                                               тоскливым настроением

Стихотворение проникнуто                                     тревожным                                      настроением.

                                                                              мрачным

                                                                              унылым

                                                                              меланхолическим

 

 5.   Композиция (построение, его роль)

Попробуем проследить движение поэтической мысли.............................................

Оно начинается с......................................................

Мысль поэта продолжает свое движение.................................

В финале стихотворения поэт............................................

Автор отталкивается от сиюминутного впечатления..... и приходит к широким поэтическим

обобщениям.

 

6.   Объем

1). Стихотворение                                    небольшое
                                                                маленькое                         ,состоит из....................... строк,

                                                    достаточно объёмное объёмное

 

 

 

 которые разделяются на...                                строф
                                                                        двустиший
                                                                         трёхстиший
                                                                     четверостиший

 

 

 

7.   Образная система

1.       Приковывает наше внимание                          свежесть
          Привлекает внимание                                     яркость                        образов, с помощью которых
           Нельзя обойти внимание                              необычность

                                         

                               автор                                      показывает.................

                                                                             изображает.................

                                                                             выражает свою мысль

 

 

 

 

2. Образ, заключённый в строчке «............................................................................. » поражает своей

                                                                           необычностью
                                                                          новизной 
                                                                          яркостью


 

 3.       Особенно яркими являются                  эпитеты 
         Запоминаются и удивляют                     сравнения            ..............., которые 
                                                                     метафоры

 

 

 

 

а)      рисуют 
        создают                    картину..............................

 

 

 

 

б)     изображают

        помогают увидеть                       предмет явление.

       помогают по-новому взглянуть на 

 

 

в) рисуют внешний облик героев

г) передают характер героев

 

 

д)   выражают                                          отношение автора

     передают                                            чувства автора

                                                                мысли и эмоции автора

е) Передают                                 настроение, переживания героев или автора 
                                                   авторскую оценку предмета или явления


 

8.   Выразительно — изобразительные средства

1.    Наблюдение за звуковыми образными средствами

а) Звуковая организация стихотворения подчинена раскрытию его содержания.

Звуки «......... » пронизывают всё стихотворение. Они помогают передать........

Стихотворение пронизано звуками «................ »

Многократное повторение звуков «............... » в стихотворении придают напевность (оставляют

впечатление................. )

Из звуковой гаммы стихотворения выделяется звук «...»

Интересна, с точки зрения использования звуков «.. », строка..............

Звук «..... » резко выделяется в...... строке

Автор использует аллитерацию (подбор согласных звуков) с целью......... , ассонансы

(подбор гласных звуков) для................

б) Наблюдение над рифмой.

В каждой строфе рифмуются......... и.............. строки.

Схематично порядок рифмовки строк в стихотворении можно представить следующим образом: аабб, абаб, абба и т. п.         (рифма : смежная, перекрестная, кольцевая)

в) Ритм.

Стихотворение написано в тонической (силлабо-тонической) системе стихосложения. Стихотворение написано двусложным размером (ямбом, хореем) или трёхсложным (дактилем, анапестом, амфибрахием). На протяжении стихотворения его ритмический рисунок (не) меняется.

2.   Анализ лексических средств

Повтор слова.............                    несёт большую содержательную нагрузку

                                                        придаёт тексту связность

                                                        усиливает эмоциональное воздействие текста

                                                         создаёт  фон, на котором выделяются слова.....

Лексические повторы подчёркивают важность образа.............

Лексический повтор выделяет образ..............................

.....  раз повторяется слово «..... », что помогает понять читателю

         важность                                   этого образа                         для автора стихотворения.
                                                          этой мысли
                                                          мысли о..........

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz